ПОКОРИСЬ ГОСПОДУ И НАДЕЙСЯ НА НЕГО или похвала утешителям В бога верят очень многие. Немногие задумываются, почему они это делают. И еще меньше людей готовы признать, что один из главных истоков религии и веры в бога — человеческое невежество и нежелание задуматься хотя бы над самыми повседневными вещами. Не спешите обижаться. Не глупость, а именно невежество. Среди верующих немало людей умных и знающих, но их знания живут отдельно, а вера отдельно. Мы каждый день совершаем множество разных поступков: едим, пьем, спим, работаем, покупаем, продаем, влюбляемся и т. п., каждый день мы наблюдаем различные явления: восходы и закаты, дожди и экономические кризисы. Интересно, что ему не придет в голову возражать, что во всех этих событиях и явлениях проявляются законы природы и общества. Бог здесь совершенно не причем. Автору не раз приходилось лично наблюдать, как верующие, выходя из церкви, садились за руль своих автомобилей. Что интересно, ни один ни разу не молился о том, чтобы машина завелась. Для этого не нужно никакого бога, а достаточно простых законов физики. Но «вообще зачем-то» им бог нужен. Почему же в головах верующих царит такая путаница? Ответ прост: они не до конца проработали научные знания о жизни, не до конца поняли, что есть либо законы природы и общества, либо бог, а вместе они сосуществовать не могут. Почему? Потому что, будь законы жизни волей бога, он мог бы их менять по своему произволу, а законы эти действуют и не меняются вот уже миллиарды лет. Волю бога нельзя познать, скажете вы, г-да верующие? Но ведь познаем же мы естественные законы, которые, по-вашему, являются волей бога! Ну да ладно, верующих научными доводами убедить трудно, почти не возможно. Попробуем убедить верующих христиан словами Священного Писания. Но… здесь дело обстоит еще хуже. Оказывается, христиане крайне редко читают Библию. А было бы полезно: Библия дает пищу для ума, учит человека размышлять, сопоставлять идеи. Вот, кстати, почему Церковь в иные времена запрещала верующим читать Библию: не дай бог, люди, читая Библию, научатся думать! Давайте поучимся, почитаем Библию. Принято думать, что Священное Писание только учит кротости и утешает слабых. «Покорись Господу и надейся на него, — гласит 7-й псалом. — Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю… кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». Но вот мы находим в том же Псалтыре совершенно другие настроения, царь Давид благодарит бога за удачу в подавлении народного восстания и в захвате чужой территории: «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их… Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ которого я не знал служит мне». (Псалом 17, ст. 38, 44.) Воевать и убивать собирается не только ветхозаветный царь Давид, но и… сам Иисус Христос, сын божий: «Не мир я принес, но меч». — говорил он, и это запечатлено в одном из Евангелий. Правда, религия разрешает насилие лишь богу и земным царям, а народ должен лишь уповать на справедливость царя и верить в милосердие бога: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию». — учит апостол Павел римлян. — Ибо написано: «Мне отмщение, я воздам, говорит Господь» (К римлянам 12:19). И все же, именно христианство в начале своего развития было идеологией трудящихся огромного рабовладельческого Римского государства. Именно христиане осудили и рабовладение, и роскошь богатых, и праздность и развращенность римской толпы, купленной подачками императоров… Так может быть, не в недостатках дело? Может быть, извратившая религию церковь виновата в том, что христианские идеалы не осуществились? Ведь Христос предупреждал верующих: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их» (Евангелие от Матфея, пл. 7: 15–16). Нет, не все так просто. Конечно, веками церковники извращали христианское вероучение, но ведь христианство от этого не погибло, а возвысилось, распространилось и приобрело власть над умами. Марксистский исследователь Карл Каутский писал: «Христианство победило лишь тогда, когда превратилось в полную противоположность тому, чем оно являлось первоначально. Оно не только не устранило императорскую власть, рабство, нищету масс и концентрацию богатства в немногих руках, но укрепило все это. Организация христианства — церковь — победила благодаря тому, что изменила своим первоначальным целям и стала отстаивать нечто совершенно противоположное». Другими словами, христианство не является по-настоящему народной, человечной, демократической и революционной идеологией потому, что будь христианство таким, измена принесла бы ему поражение, а не успех и победу. Почему же христианство переродилось? Причин много, но одна из главных в том, что христианство всегда учило: уповай не на себя, а на бога, не борись за свои интересы, а кротко ожидай вмешательства бога. Через девятнадцать веков после христианства появилась идеология, казалось бы на него похожая. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в середине 19 века провозгласили тот же принцип, что и апостол Павел: «Кто не работает, то не ест» (2-е послание к фессалоникийцам, 3:10). Но они, вместе с тем, порвали с верой в бога и с религией: в основу своих выводов о справедливом обществе они положили науку, а вместо покорности призвали народы к борьбе за свое освобождение. И в 1917 году впервые свершилось то, что они предсказали и на что надеялись миллионы людей вот уже много веков. Впервые в истории трудящиеся России свергли власть царей и помещиков, капиталистов и попов; миллионы людей получили возможность своим трудом улучшить свое материальное положение, переехали из трущоб в квартиры, пусть и скромные, начали получать бесплатное образование, и избирать настоящее правительство народа — Советы. Но измена и перерождение не миновали ни Советы, ни коммунистическую идеологию. То, что было сделано Октябрьской революцией, было уничтожено при Сталине и его приемниках. Вместо равенства и распределения по труду пришли привилегии для высших служащих и уравниловка для трудящихся. Вместо власти рабочего класса пришла власть номенклатуры и поставленных у власти разных по качеству диктаторов — Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева. Первое в мире социалистическое государство было погублено ими и возвращено в состояние дикого капитализма. Но, в отличие от христианства, коммунизм побеждал не благодаря измене, а там и тогда, где и когда его принципы последовательно проводились в жизнь. Измена принципам вознесла христианство к власти и богатству и обрекла коммунизм на поражение и прозябание. Вот почему коммунизм, — это настоящее, человечное и демократическое, революционное учение, и только с ним трудящиеся могут завоевать себе лучшую жизнь. Что же касается извративших коммунизм последователей Сталина, то у них с религией как раз очень странные отношения: как будто на ножах, и вместе с тем какая-то странная дружба. Вот один сталинист В. Белоглинец в №6 за 2000 год сравнивает Христа со Спартаком и рисует Христа непротивленцем и проповедником покорности угнетателям. Тут же другой сталинист К. Ковалев в №15 «Молнии» за 2000 год вступает с ним в полемику и доказывает, что Иисус Христос был, напротив, чуть ли не вторым Спартаком, — изгнал ведь он торговцев из Иерусалимского храма, — а его 12 апостолов были небольшими вооруженными отрядами. Хочется воскликнуть: «Опомнитесь, господа, вы готовы раздувать культ личности Сталина даже при помощи Евангелия!» Ведь дело все в том, что не было такой исторической личности по имени Иисус Христос. Прямо-таки впору напомнить и г-ну Белоглинцу и г-ну Ковалеву первую главу из «Мастера и Маргариты» Булгакова, где начитанный редактор Берлиоз указывает на это обстоятельство малообразованному поэту Бездомному. Впрочем, что Иисус Христос, что бог вообще, — вещь полезная. Например, Вольтер говорил: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». В самом деле, может быть, это хоть какая-то идея, удерживающая их от пороков, преступлений подлостей? Увы, и это неверно! Утешая народ, священники заботятся только об удержании его от протестов и недовольства, а об удержании от подлости заботятся очень мало: лишь постольку, поскольку богатым нужна покорность бедных, в остальном бедному позволяется свинячить, а потом каяться. Поэтому и нужно отвергнуть мысль Вольтера: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать». Поэтому, тот, кто хочет для трудящихся лучшей жизни, должен сказать себе: «Если бы бог был, против него следовало бы восстать». Но поскольку его нет, а есть лишь религия, которая сделала из мифов о боге щит для собственности богатых и угнетения ими бедных, то мы говорим: следует восстать против побасенок о боге и против священников, которые этими побасенками утешают народ, но развращают и держат его в покорности капиталистам, в состоянии свинства и невежества, неуважения к самому к себе и неверия в свои силы. Н. Спешнев |