УРОКИ 23 МАЯ 23 мая на Эспланаде прошла манифестация в поддержку русских школ. На это мероприятие пришло более 3 тыс. человек. Вике-Фрейберга в Санкт-Петербурге заявила, что манифестанты просто не понимают значения реформы образования. Ведь только 60% предметов будет на латышском языке, а остальные 40% на русском. А министр образования был более откровенен, заявив, что то, что собрался народ на Эспланаде, это еще ничего не значит: завтра наступит новый день и все пойдет по-старому. Отчасти это, конечно, правда. Но все же: что показало 23 мая? А показало вот что: русскоязычные понимают, что их хотят ассимилировать, т. е. лишить права относиться к другой нации, кроме латышской, думать на родном языке; русскоязычным не безразлична их судьба и они готовы бороться. Нужна только организация, которая сможет пойти до конца, не боясь трудностей. Это положительное. Но выяснилось так же и негативное. Латышская часть латвийского общества, не чиновники, а простой народ, в большинстве своем, не понимает почему русскоязычные так противятся реформе образования. Этот протест они напрямую связывают с нежеланием манифестантов учить латышский язык, хотя в русскоязычной прессе объяснялась позиция последних: не против латышского языка, а за образование на русском языке. Говорилось о том, что необходимо увеличить количество часов латышского языка. Что весьма сложно. Ведь финансирование школ, не только русских, не увеличивается, а наоборот, сокращается. Например, сокращают количество внеклассных часов, т. е. все подобные кружки при школе. Куда уж там говорить о дополнительном финансировании, если чиновникам необходимы новые машины, разные представительские машины, а полиции машина для разгона демонстрантов. Весьма кстати. Но в латышской прессе практически ни одной статьи по разъяснению позиции русскоязычных, ни одной статьи в защиту. Отсюда задачи организаций, защищающих право русскоязычных на получение среднего образования на родном языке: всю мощь агитации и пропаганды в защиту русских школ необходимо перенести в латышскую прессу, радио, телевидение, интернет. Если необходимо, создать таковые. Нужно идти в латышскую среду и говорить с ними на их родном языке. Во-первых, это даст поддержку латышей. Нужно их вырвать из-под влияния националистов. Во-вторых, это будет наглядным подтверждением того, что русскоязычные не против латышского языка, а за образование на русском с увеличением количества латышского языка. Вторая задача — более активное отстаивание своих прав русскоязычными: не разовая манифестация, а многократные, пикеты, демонстрации, вплоть до столкновения с полицией. Решив эту двуединую задачу, русскоязычные смогут отстоять свое право быть русскими, украинцами, белорусами и т. д., думать на своем родном языке. Якобинец |