Политическая газета «Время, вперед!»
|главная |архив |форум |ссылки |о нас
Фото к статье

ЗАЧИСТКА МОЗГОВ. ОСТОРОЖНО:
НОВЫЙ «ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА»!

Либерал-тоталитаризм всё больше обретает, по крайней мере, внешне, черты классического тоталитаризма. Правы были фюреры прошлого: монументальная пропаганда в деле промывки мозгов — наипервейшее дело. Поистине классический образчик необуржуазной «наглядной агитации» висит в Риге, возле уже основательно преобразованной в духе «дивного нового мира» привокзальной площади, прямо напротив кольца троллейбуса. (Нажмите на изображение слева, чтобы посмотреть большое фото.) Не могу отказать себе в удовольствии проанализировать этот «шедевр» с точки зрения манипуляции нашим с вами сознанием.

Известное в психологии явление: если у человека нет достойных примеров для подражания, он готов подражать всему, чему угодно, — если это подано надлежащим образом. Например, как «сильная», «достойная» или просто — «единственно правильная» модель поведения. Чему же и, главное, как нас заставляет подражать PR-обслуга нового мирового порядка? За что повсеместно и почти ненавязчиво агитирует? Конечно, глупо видеть всё Зло нового мирового порядка в одном, отдельно взятом, плакате. Он — всего лишь рядовой элемент тотальной пропаганды. Однако, весьма типичный её элемент.

Тут важно всё. Во-первых, размеры подобных «шедевров». Любой, кому приходилось работать с изображением, скажет вам, что для каждого формата, к примеру, фотографии, существует оптимальное расстояние восприятия. Если это условие не соблюдается, в «лучшем» случае возникает легкий дискомфорт, в худшем полностью теряется целостность восприятия.

Плакат, о котором идет речь, явно чуть-чуть великоват для того места, где он находится. Именно «чуть-чуть», — ровно настолько, чтобы вызвать у вас этот самый дискомфорт, неуверенность в себе, обострить чувство незащищенности. Практически незаметно, на уровне подсознательной установки, а не осознанного чувства. Попросту говоря, — он ПОДАВЛЯЕТ.

Правда, и сама площадь в её новом облике работает в том же направлении. Огромный зеркальный параллелепипед нового гипермаркета, — прямо как кадр из «видика» про страшное будущее, населенное сплошь монстрами и мутантами. Особенно в сумерках… Человек видит в циклопических стенах дрожащие отражения себя и себе подобных: слабых, маленьких, в массе своей далеко не Аполлонов и Афродит, постоянно куда-то суетливо спешащих. Где искать красоты, силы, стабильности? Да вот же: всё на том же плакате. Слегка подавив «клиента», — он тут же протягивает ему руку помощи. «Вот в чём сила, брат!» — впору начертать на фронтоне двухметровыми буквами.

Но на самом деле надписи и не требуется. В ход идет психология и «язык визуальных образов», понятный, по крайней мере в рамках европейской культуры, человеку любой национальности. На плакате двое. Он и Она. Типа, влюбленные. Тоже не «древние греки». Молодые, достаточно ординарные, такие, как ты и я. Но — вознесенные на высоту, и в прямом, и в переносном смысле. Он обнимает Её. Она прильнула к нему в счастливом экстазе. Однако, парень смотрит не на свою возлюбленную, а как бы озирает окрестности. Лицо хищное. Взгляд сверху, исподлобья, как бы оценивающий. Точнее — приценивающийся. Потому, что на его согнутом локте привычно висит сумочка для покупок. Он ПРИВЫЧНО приобретает. Даже свою любимую девушку он прижимает к себе, как очередную ценную покупку. Глаза девушки закрыты, лицо поднято вверх, к некому незримому светилу, — на неё словно нисходит религиозное откровение. Руки лежат на плечах парня, как на чем-то прочном и надежном. Девушки, такой и только такой, перманентно потребляющий, мужчина — в жизни надежная опора, — транслируется невербальное сообщение.

Из-под сумочки видна нога парня, охватывающая бедро девушки. Он как бы вжимает её себе между ног. Это — сексуальный символ, сексуальная поза. Но это — женская сексуальная поза. Символ подчинения. Этот парень только ДУМАЕТ, что он сильный, самостоятельный, независимый. На самом деле он полностью находится во власти капризов «приобретенной» им девушки. Которая вообще ни о чем не думает. Она слепо и некритично отдается «высшему» откровению. Сумочка, висящая у boy-friend`а на локте, расположенном в точке «золотого сечения» (известный в композиции термин, обозначает точки на картинной плоскости, на которых максимально концентрируется внимание, точки гармонии и стабильности), да и само местоположение «шедевра», на стене «храма» новой религии, — всё это не оставляет сомнения, ОТКУДА нисходит на девушку «высшее» откровение.

Таковы «герои нашего времени». Вернее, такими их хочет видеть Система: слабыми, зависимыми, весьма инфантильными, и поэтому легко управляемыми, — которые считают, что они сильные, свободные и взрослые, а поэтому не слушают никаких «провокаторов», включая свой собственные разум, а только «откровения». Считая, что их они тоже не слушают, а живут «своим умом». Они относятся друг к другу не как к личностям, а всего лишь как к ценным и функционально полезным, «перспективным» приобретениям. И любят, хранят верность они не друг другу, — а только и исключительно Системе, её основному Принципу. И оценивают друг друга по степени соответствия Ему. Не правда ли, характернейший признак тоталитарного общества? Вот так выглядит этот «шедевр» уличной наглядной агитации с точки зрения психологии.

Кстати, типичное отличие либерал-тоталитаризма от «классического» — это именно верности Принципу, а не Вождю, или Партии. Вождей нет, есть люди-функции, клерки на всех уровнях, включая самый верхний (Путин, Буш, наконец Орёл наш, дон Репша — характерные примеры). В идеале они все легко заменяемы. Они выдвигаются Системой в нужный момент, для исполнения определенной функции, например, инкорпорации Латвии в Европу, или масштабного вторжения Запада на Ближний Восток. Классических партий, с реальной программой и идеологией, за редким исключением, тоже нет, — есть бизнес-проекты под названием «партии», ориентированные только и исключительно на извлечение прибыли. Зато есть Основной Принцип, идеология тотального потребления, оценка человека исключительно по его покупательной способности и, как следствие, глубокая личностная деградация. Принцип — это «священная корова» идеологии, который не ставится под сомнение почему-то даже левыми. Что и позволяет расценивать их, как естественный и органичный компонент той же Системы. Вернее, возникает ощущение, что сегодняшним левым сделать это не дает глубокое, я бы сказал клиническое, чувство собственной неполноценности. Впрочем, от этого их РЕАЛЬНАЯ роль в Системе не меняется.

Но вернемся к плакату. Наверняка, кто-то действительно скажет, покрутив пальцем у виска: да я вообще не смотрю эту рекламу, ни уличную, ни телевизионную! А в том то и фишка, что целенаправленно смотреть и не надо! Человеку свойственно интуитивно адаптироваться к среде обитания. И все эти средства массовой пропаганды просто создают, навязывают «единственно возможный» образ реальности, к которому и предлагается приспособиться. И не важно, исходит ли эта пропаганда, согласно «теории Заговора», из какого-то хорошо законспирированного центра, например, при ЦРУ, или это «спонтанная саморегуляция рынка». В последнем случае даже хуже. Или лучше… С конкретными людьми можно бороться, договариваться, изобличать их в произволе. С враждебной Системой говорить бессмысленно — её можно только полностью уничтожить.

Таков современный капитализм. И иным он быть не может. «Капитализм с человеческим лицом» — идеологическая фальшивка. Он может становиться только всё более тоталитарным, — из-за стремления Системы к постоянному росту прибыли и по мере роста сознательности наиболее передовой части трудящихся. Сам подготавливая таким образом предпосылки Революции…

АГИТАЦИЯ ФАКТАМИ: С полгода назад фирма, где я зарабатываю на жизнь, окончательно завязала с зарплатами в конвертах и выдала своим сотрудникам кредитные карточки. И вот, месяца два назад я вдруг с удивлением обнаружил на своем счете «лишние» 70 латов. Банк, безо всяких просьб с моей стороны, предоставил мне ежемесячный кредит. Слаб человек, развращенный необуржуазной пропагандой. Так легко протянуть руку, нажать две-три кнопки, — и получить нежданный «приварок» к зарплате. Особенно если кто-то зудит под локтем, что ты зарабатываешь мало! Мало! Мало! И можно в этот момент не думать, что деньги-то придется отдавать в следующем месяце. Как-нибудь выкручусь! А потом, если выкрутиться получилось, есть шанс взять уже 100 латов, о чем меня известил в письме банк. Потом надо «крутиться» еще интенсивней… Вот так человека ненавязчиво принуждают потреблять всё больше и больше. Отрывая время от всестороннего духовного и физического развития, образования, творчества, наконец, просто от общения с близкими. Впрочем, нужно ли всё это «героям нашего времени»?.. Такой «жест доброй воли» со стороны банка больше всего похож на то, как наркодиллеры подсаживают малолеток на наркоту, давая первую дозу чуть ли не с доставкой на дом. Вряд ли такой краткосрочный кредит можно использовать действительно на какое-то долгожданное и крайне необходимое приобретение. Уверен, у большинства он разойдется по мелочевке, — на то, без чего иначе человек прекрасно бы обошелся. На то, о чем он даже не думал, пока не свалилась «халява». Вот так выглядит потогонная система в эпоху либерал-тоталитаризма. Я так и не прикоснулся к этой банковской подачке…

Румата

Политическая газета «Время, вперед!»  |главная |архив |форум |ссылки |о нас
Копирование материалов сайта разрешается с условием указания ссылки на http://iskra-2002.narod.ru
Copyright © «Время, вперед!», 2002–2003 | Связаться с нами: a_tulin_1999@inbox.lv | designed by W8TO

  
Hosted by uCoz