ПУТЬ К НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ На рубеже XX и XXI веков ускорилось развитие техники и экономики, их прогресс наносит последние удары отсталым формам организации общества, устаревшим порядкам, ценностям и представлениям людей. Но порожденные этим прогрессивным развитием противоречия все более обостряют губительные для человеческой цивилизации явления. Народы большинства стран живут в бедности и бесправии, лишь незначительное меньшинство стран достигло процветания. В прошлом оно достигалось прямым грабежом и порабощением остального мира. В наши дни оно достигается сильными нациями при помощи военного разбоя, но чаще при помощи подкупа, долгового рабства и экономического подавления конкуренции со стороны слабых наций. Процветание передовых стран основано не только на ограблении отсталых наций, но и на усилении эксплуатации своих собственных граждан, на их превращении в марионеток своих работодателей и пожизненных должников банков. Хотя валовой внутренний продукт США с 1970-х по 1990-е годы вырос, реальная заработная плата американских рабочих за это же время упала до уровня конца 1950-х годов и продолжает падать, чего не может скрыть даже официальная американская статистика. Крупные корпорации Европы и Америки ставят своих рабочих перед выбором между увольнением и снижением заработной платы. Безработица в европейских странах в 1990-е годы охватывала от 10% до 23% трудоспособного населения. Вынужденная праздность не только ведет к бедности, но и развращает рабочий класс, приучая его к безделию, особенно безработную молодежь. Таким образом, большая часть достижений процветающих передовых стран, большая часть награбленного в отсталых странах присваивается незначительным богатым меньшинством человечества. И все это не может не порождать отвратительного морального и физического вырождения людей по всему миру, все это ежедневно порождает финансовые махинации и коррупцию, преступность и терроризм, проституцию и разврат, пьянство и наркоманию, безграмотность и невежество. Господствующая над миром элита во имя прибыли пускается в авантюры и развязывает межнациональные войны, грозящие перерасти в вооруженные столкновения мирового масштаба. Она хищнически эксплуатирует не только людей, но и природную среду, и это грозит человечеству экологическими катастрофами и гибелью. Трудящиеся мира пребывают в растерянности перед лицом этих опасностей, угрожающих человеческому обществу. Путь к казарменному, бюрократическому, авторитарному социализму, к системе привилегий и презрения к человеческой личности, ими навсегда отвергнут. Капиталистический строй, хотя и не отвергнут ими полностью, не вызывает у них безусловной поддержки, ибо при капитализме есть лишь одна настоящая свобода — свобода неограниченного порабощения другого человека. Но как решить стоящие перед обществом нелегкие вопросы? Как перейти к другому устройству человеческого общества? Множество продажных «теоретиков» изобретает изощренные объяснения, почему капиталистическая система хороша и правильна, вечна и незаменима, а раз такова их задача, то они не стремятся ни познать правду, ни открыть ее другим людям. Поэтому, лишь изредка во взглядах официальных купленных богатыми «теоретиков» можно найти рациональное зерно. Есть лишь одна подлинно научная теория, помогающая познать и преобразовать мир, — теория, разработанная в XIX веке Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. За всю свою жизнь они ни разу не получили одобрения и поддержки своих научных поисков со стороны правительств и господствующих классов. Наоборот, подвергались клевете и преследованиям. Ими, как и многими революционерами и демократами, как и множеством выдающихся ученых великого XIX века, руководило бескорыстное стремление к истине и свободе, а не стремление выгодно продать свои знания и приспособить свои открытия к интересам богатых покупателей. Опыт применения марксистской теории принес ряд неудач, а потому идеологи буржуазии легко нашли в ней уязвимые места и оболгали ее. Критики Маркса пытаются скрыть от народа, что социализм потерпел неудачу именно из-за отступлений от подлинного марксизма, а не из-за его последовательного проведения в жизнь. Постоянно предпринимаются попытки оспаривать вывод Маркса, что рост производительных сил создал класс рабочих, который способен совершить революцию, уничтожающую любую эксплуатацию и гнет. Вот почему открытия Маркса нуждаются в углублении и развитии, в новых доказательствах. Однако после выхода в свет в 1867 году 1-го тома «Капитала» Маркса уже невозможно затмить и опровергнуть его главных открытий: классы, борьба классов, революции, — все это следствия развития производительных сил общества; общественные отношения влияют на производство, но в конечном счете развитие общества определяют его производительные силы. Вот почему только на основе марксистского мировоззрения можно найти путь к лучшему, более справедливому, разумно организованному и свободному обществу, основанному на более высокой производительности труда. Выводы Маркса и Энгельса развил и применил на практике российский революционер Владимир Ильич Ульянов (Ленин), создавший в России в 1895–1903 гг. партию революционных марксистов, которая сначала носила название Российской Социал-демократической рабочей партии, а с 1917 г. называлась коммунистической. Хотя попытка построить новое общество, предпринятая рабочими и крестьянами России в 1917 году, принесла лишь частичные успехи, новое общество возможно построить. Ни одна революция в истории не побеждала сразу, потому что ни одна революция не изменяла немедленно производительных сил общества, а с ними и само общество. Для этого необходим более длительный период относительно мирного развития. Ни один революционный класс в истории, в том числе рабочий класс, совершая революцию, не был настолько зрелым, чтобы немедленно после прихода к власти создать совершенно новое хозяйство, новые производительные силы и быстро превзойти уровень развития производства, достигнутый в старом обществе. Это объясняется тем, что все революционные классы выходили из старого общества, которое мешало их быстрому развитию, росту сознательности и организованности. Иногда это приводило к поражениям революционных классов, к реакции и даже к реставрации дореволюционных порядков. Однако, в конце концов, революционные классы побеждали всегда, даже после временных поражений, так как прогресс техники, прогресс производительных сил, прогресс общества и прогресс человеческого сознания невозможно остановить. После крупнейших революций в истории, таких как Великая Французская революция 1789–1794 гг. и Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., частично восстанавливались дореволюционные порядки. Но никогда в истории такой возврат к прошлому не мог перечеркнуть совершенного революционным классом переворота в общественных отношениях, поэтому всегда существовала возможность ограничить возврат к прошлому и реакцию, сохранить как можно больше из тех достижений, которые принесла революция. Реставрация дворянских привилегий и монархии во Франции в начале XIX века не смогла уничтожить буржуазной частной собственности и остановить развитие хозяйства, особенно промышленности. В конечном итоге попытки вернуться к старому общественному строю, — феодализму, — потерпели неудачу и во Франции, и во всей Европе. Революционная в то время буржуазия победила. Капитализм прочно утвердился. Реставрация капитализма в России и других странах в конце XX века не смогла затмить действительных успехов социализма в быстром развитии промышленности, в создании системы социальных гарантий. Даже в развитых капиталистических странах буржуазия признала эффективность плановой экономики и по примеру Советской власти вынуждена была ввести частичное планирование развития хозяйства, а также расширить социальные гарантии для трудящихся. Слово «пятилетка» вошло не только в советский обиход, но даже в жизнь такого антикоммунистического государства как Южная Корея. Расширение социальных гарантий в Швеции породило понятие «шведский социализм». И хотя все попытки буржуазии реформировать капитализм не изменяют его сущности и не устраняют его противоречий, все сказанное есть яркое свидетельство того, что в современном обществе есть ростки нового будущего общества. С этими элементами будущего вынуждены считаться даже капиталисты, а потому капитализм не вечен. Он временно реставрирован в странах, где произошли социалистические революции, но с каждым днем исчерпывает возможности развития. Победа социализма исторически неизбежна. На рубеже XIX и XX века капиталистический строй вошел в полосу затяжного кризиса и распада, новую фазу которого мы наблюдаем на рубеже XX и XXI веков. Мир катился к мировой войне. В отсталых странах, стремившихся сравняться с передовыми, все противоречия капитализма были особенно остры. Крупнейшей из таких стран была Россия. Именно здесь в 1895–1903 годах под руководством В. И. Ленина образуется революционная партия марксистов. Именно российский рабочий класс под руководством этой партии в 1905 и 1917 годах совершил три революции, которые расшатали и уничтожили самодержавие российских императоров, окончательно освободили крестьян от помещиков, ниспровергли капитализм, уничтожили национальный гнет и пробудили во всем мире новые силы освободительного движения. Много лет В. И. Ленин не только руководил освободительной борьбой рабочих и всех трудящихся России и мира, но и изучал ее. Поэтому он очень близко подошел к постижению причин поражений и временного возврата революций к старым порядкам, и лишь ранняя смерть не позволила ему завершить начатое. Понимая, что необходим длительный период хозяйственного роста и стремясь ограничить восстановление капиталистических отношений, Ленин предложил и добился в 1921 году проведения в жизнь новой экономической политики, позволившей сохранить власть рабочих и крестьян, общенародную собственность на основные средства производства (землю, недра, крупную промышленность и торговлю, банки, транспорт) при сохранении товарного производства и при частичном возврате к дореволюционным капиталистическим порядкам. Ленинский курс в короткое время оправдал себя. Советская Россия и другие освобожденные от древнего рабства страны бывшей Российской империи добровольно объединились в Союз Советских Социалистических Республик и общими силами восстановили свое хозяйство быстрее, чем западные буржуазные государства. В то время, как народы Союза приступили к строительству нового общества, буржуазный мир после Первой мировой войны 1914–1918 гг. потрясали национальная вражда, военные авантюры, финансовые махинации и национально-освободительные движения в колониях, общество переживало моральный кризис. При сравнении с разложением буржуазного общества Запада успехи СССР выглядели решающим прорывом в будущее. Однако создание нового мощного хозяйства было бы чрезвычайно трудным делом в любой стране, даже в экономически высокоразвитой, тем труднее были задачи рабочих и крестьян отсталой России. Советская власть получила в наследство страну со слабо развитой промышленностью и отсталым сельским хозяйством. Россия в течение многих веков не знала народовластия и политической свободы даже в ограниченных буржуазных формах. Народы старой России подвергались самым диким формам угнетения, намного позже западноевропейских наций освободились от крепостного права и феодализма. Поэтому, трудящиеся сохранили в сознании множество пережитков и предрассудков, вплоть до неизжитого религиозного мировоззрения. Все это создавало почву для слепой веры в непогрешимость партии, правительства, отдельных политиков и тем самым облегчало установление культа вождя и режима личной власти. Условия обостренной классовой борьбы привели также к исчезновению в СССР многопартийности. Это произошло не тотчас после Октября 1917 г. Первое рабоче-крестьянское правительство составила коалиция коммунистов и левых социалистов-революционеров (эсеров). Легально и открыто продолжала свою деятельность даже оппозиционная партия социал-демократов-меньшевиков, выступавших против Октябрьской революции. Но в ходе Гражданской войны 1918–1921 годов многие партии, в том числе партия меньшевиков, правые эсеры и часть левых эсеров, перешли на сторону контрреволюции, встали на путь вооруженной борьбы с рабоче-крестьянским правительством и поэтому были уничтожены Советской властью. Установление в начале 1920-х годов однопартийной системы также способствовало свертыванию демократии. Наконец, даже при жизни В. И. Ленина в коммунистической партии были сильны мелкобуржуазные элементы, угрожавшие успешному развитию социализма. Проникновение мелкобуржуазных элементов в рабочее движение не было ни национальной особенностью России, ни случайностью. До капитализма еще мог повсеместно существовать класс мелких собственников, который зарабатывает на жизнь еще и своим трудом, т. е. мелкая буржуазия. Но во всех странах мира развитие капиталистической промышленности разоряет массы мелкой буржуазии, и многие ее представители, навсегда порывая со своим классом, пополняют ряды пролетариата и ряды его партий. Они привносят туда свою классовую психологию, свою жажду привилегий, трусость, предательскую ложь, авантюризм. Часть мелкой буржуазии, потеряв прежнее положение в обществе, стремится к восстановлению своего благополучия за счет паразитирования на других классах, а поскольку неизбежно сопротивление последних, то эта часть мелкой буржуазии стремится сосредоточить в своих руках как можно больше власти. На Западе эта часть мелкой буржуазии стремилась и стремится создать приемлемые для буржуазии партии, часто при помощи демагогии замаскированные под рабочие, и слиться с буржуазией, поскольку частная собственность на средства производства дает достаточно богатства и власти над другими классами. В СССР, где Революция уничтожила буржуазную частную собственность, единственным выходом для этой части мелкой буржуазии было подчинение своим интересам государства и государственной собственности, отчуждение рабочего класса от действительной власти и собственности на средства производства. Законченная форма господства этой группы мелкой буржуазии — открытая террористическая диктатура, но она приходит к этой форме господства не сразу. На Западе во второй половине XIX века буржуазная демократия переживала расцвет. Рабочий класс почти во всех передовых странах добился избирательных прав и мог сравнительно мирными способами успешно бороться за свои интересы. Это давало рабочему классу даже возможность при благоприятном стечении обстоятельств отстранить буржуазию от власти без вооруженной борьбы, но в то же время внушало трудящимся иллюзию, будто чисто парламентские методы борьбы достаточны и в любых условиях приведут рабочий класс к полной победе. В это время в рабочем движении, чаще всего в социал-демократических партиях, выдвинулись и до сих пор господствуют оппортунисты и ревизионисты. Эти политические деятели стремились и стремятся сохранить для себя буржуазную частную собственность, а потому заявляют, что необходимо «ревизовать», то есть «пересмотреть» марксизм. На деле они стремятся приспособить открытия Маркса к своим интересам и к интересам капиталистов. Австрийский социал-демократ Эдуард Бернштейн, предпринявший в конце XIX века наиболее известную ревизию марксизма, а следом за ним и ряд других политиков, прежде всего отрицали непримиримость противоречий между рабочими и капиталистами, утверждали, что существует некая отвлеченная «демократия», способная примирить классы, а не служить тому из них, в чьих руках средства производства и богатство, а следовательно и действительная власть. Ревизионисты и оппортунисты призывали богатых «поделиться» с рабочими, а рабочих не отнимать власть у капиталистов, не уничтожать эксплуатацию, а лишь «поправить» и «улучшить» капитализм при помощи «социальных» и «демократических» реформ. Очень скоро оказалось, что капиталисты готовы «делиться» лишь на время, в порядке уступки, от которой впоследствии можно отказаться. В это же время оппортунисты появились и в России. В 1900 году они образуют Партию социалистов-революционеров (эсеров), в 1903–1912 гг. выделяются из РСДРП и организационно оформляются в партию социал-демократов-меньшевиков. Но российские рабочие жили в условиях самодержавной неограниченной монархии, а не в буржуазно-демократической республике, поэтому не имели никакого положительного опыта в использовании демократических свобод в своих интересах. Господство буржуазии и помещиков представало перед ними в самом малопривлекательном и откровенном виде. Подвергавшиеся самым диким формам угнетения со стороны помещиков и капиталистов, российские трудящиеся быстро утрачивали иллюзии по поводу готовности дворян и буржуазии на уступки. С другой стороны, менее богатая, чем капиталисты Запада, буржуазия отсталой России имела меньше возможностей подкупа и обмана рабочего класса. Поэтому Россия в конце XIX-начале XX века переживала более мощный революционный подъем, чем Запад. Видя это, мелкобуржуазные элементы в российском рабочем движении постепенно начинают отходить от привычных оппортунистических лозунгов о сохранении капитализма и буржуазной демократии, перебегают из своих партий в коммунистическую партию по мере роста ее популярности, особенно после Октября 1917 года. В 1920-е годы один из таких перебежчиков, Л. Д. Троцкий, первоначально выступавший против социалистической революции и состоявший в оппортунистической партии меньшевиков, защищает противоположную крайность, призывая партию к террору против крестьян и форсированному строительству социализма за счет ограбления огромных масс народа. Вслед за троцкистами на сцену выходят оппозиционные группы во главе с Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым, когда-то призывавшими партию отказаться от Октябрьского вооруженного восстания 1917 года. Они высказывали сходные с троцкизмом взгляды. Вообще все эти группировки отличал антидемократизм. Несмотря на демократическую риторику, Троцкий видел себя в роли «красного Бонапарта». На XIII-м (1924 г.) съезде Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКПб) Л. Б. Каменев принял участие в постыдном сокрытии от коммунистов политического завещания В. И. Ленина. А Г. Е. Зиновьев даже открыто заявлял, что социалистическое государство не должно считаться с правами человека, причем, руководя партийной организацией Ленинграда в конце 1920-х годов, он запретил вопреки закону выход в городе неугодных ему газет. Деятельность этих групп наглядно показала, что мелкая буржуазия, захватив власть в правящей партии, способна установить в СССР открытую антинародную террористическую диктатуру. В это же время мелкая буржуазия Запада под влиянием послевоенной разрухи 1918–1923 гг., экономических кризисов и разочарования массы буржуазии в демократии также меняет свою тактику и отбрасывает демократические лозунги. По-прежнему называя себя защитницей рабочих, она создает фашистские партии, проповедующие расизм и войну. Фашисты обещают рабочим одной национальности райскую жизнь, построенную на костях рабочих других национальностей. Отсюда их второе название — национал-социалисты. На словах фашистские партии критикуют крупную буржуазию. На деле эти партии пытаются слиться с буржуазией и стремятся установить открытую террористическую диктатуру правящего класса капиталистов. Они этого добились во многих странах в 1920-е-1930-е годы, а в 1939 г. фашистские правительства Германии и некоторых других стран развязали Вторую мировую войну. Далее… |